ООО ЭКОПРОМСТРОЙ
электротехническая компания
8(928)270-15-54, 8(863)622-54-54

 
"Экопромстрой" - это электротехническая компания, главной целью которой является удовлетворение потребностей наших клиентов в приобретении электротехнического оборудования. Конкурентоспособные цены, высокое качество и долгосрочные договорные отношения - основные принципы нашей работы.
Главная
Каталог продукции
Фото продукции
Заявка
Контакты
Лицензии

 Масляные выключатели
 Приводы выключателей
 Трансформаторные подстанции
 Распределительные устройства
 Опросные листы
 Инструкции по эксплуатации
 Схемы
 Новости
 Тематические статьи

Энергоэффективность: путь к решениям

Проект ЮНИДО для российских предприятий

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) дал старт проекту «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности в Российской Федерации». Основная цель проекта: создание на предприятиях современных систем энергоменеджмента, разработка программ энергосбережения и в конечном итоге — выход на финансовые институты для получения средств на реализацию этих программ. Кроме того, проект содержит образовательные компоненты — обучение руководителей и специалистов и так называемые компоненты Policy Advice — разработка рекомендаций по формированию правовой и институциональной инфраструктур для поддержки мер по повышению энергоэффективности российской промышленности.

Уполномоченными агентами ГЭФ по реализации проекта являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Задачи и методы проекта

В российской промышленности в последние годы предпринимаются масштабные меры по повышению уровня энергоэффективности. Модернизация и техническое перевооружение предприятий привели к тому, что традиционное для России отставание от развитых стран по этому показателю начинает постепенно уходить в прошлое. Например, в такой отрасли, как черная металлургия, российские предприятия вплотную подошли к показателям удельного энергопотребления на единицу продукции в странах ЕС. Конечно, не во всех отраслях ситуация столь благоприятна, но наличие в стране политической воли позволяет надеяться, что в ближайшие годы мы станем свидетелями быстрых перемен к лучшему.

Национальные цели поставлены амбициозные — снижение уровня энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г. На эту цель работает принятый в декабре 2009 г. Федеральный закон № 261 об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Работоспособность закона будет обеспечиваться подзаконными актами, которых к настоящему моменту на федеральном уровне принято 37. Кроме того, запущены и другие инструменты государственной поддержки, такие как Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в декабре 2010 г. В апреле нынешнего года оператором данной программы назначено ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

Как видно из рис. 1, в рамках Государственной программы на промышленность делается особый расчет: намеченные показатели энергосбережения в ней превышают ожидаемые в других отраслях и видах деятельности. Именно поэтому так интенсивно ведется развитие рыночной и институциональной инфраструктуры, рассчитанной на предстоящий в этой области рывок. Уже зарегистрировано 90 СРО, объединяющих 2500 организаций, имеющих право на проведение энергетических обследований, и число их растет с каждым днем. К претендентам на долю нового масштабного рынка услуг в области энергоэффективности присоединяются проектные институты, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, поставщики оборудования, банки, лизинговые компании и многие другие. Рынок приборов учета энергетических ресурсов, энергоэффективного оборудования, технологий и материалов становится все более конкурентным.

Задачи и методы проекта

Рис. 1. Потенциал снижения энергоемкости по важнейшим отраслям и сферам деятельности (прогноз по реализации Государственной программы) Источник: ФГБУ «Российское энергетическое агентство»

Свой вклад в ускорение этого процесса вносят и действующие в России международные организации — как структуры ООН, такие как ЮНИДО и ПРООН, так и финансовые институты, такие как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, ЕБРР. Ими на сегодняшний день развернуто более 10 проектов по тематике, связанной с энергоэффективностью, еще несколько проектов находится в стадии разработки и согласования. Тематика этих проектов достаточно широка — от энергоэффективного освещения до возобновляемых ресурсов. ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) уделяет проектам международных организаций особое внимание, рассматривая их как механизм быстрой передачи передового мирового опыта, современных организационно-технологических и управленческих решений, показавших свою эффективность в других странах. ФГБУ «РЭА» сотрудничает со всеми международными организациями, ведущими эти проекты, являясь официальным российским координатором некоторых из них. К числу таких проектов относится и «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности в Российской Федерации».

Этот проект был инициирован еще в 2007–2008 годах, в ходе обсуждений ЕБРР и ЮНИДО вопросов энергоэффективности в промышленности с профильными правительственными ведомствами РФ. В 2008 году в ГЭФ был направлен предварительный проект по соответствующему изменению рынка, разработанный ЮНИДО и ЕБРР, было получено финансирование на доработку проекта, в ходе которой в него были внесены некоторые поправки. Так, по результатам проведенных исследований было предложено, чтобы проект был в первую очередь сфокусирован на такой новой для России тематике как системы энергоменеджмента (EMS). В ходе проекта на 10 крупных и 50 мелких предприятиях будут внедрены полномасштабные системы энергоменеджмента (EMS), будут обучены и проинструктированы сотни руководителей, государственных служащих, инженеров и экспертов.

Кроме того, логикой проекта было предусмотрено, что разработка систем энергоменеджмента при всей ее важности не должна стать самоцелью. В ходе проекта на предприятиях будет проведена оценка потенциала энергоэффективности, разработаны программы энергосбережения и инвестиционные планы. Эти инвестиционные планы должны формироваться с учетом стандартов финансовых институтов и создаваемых ими новых банковских продуктов для финансирования проектов по повышению энергоэффективности. В конечном итоге намечается выход предприятий на финансовые институты для получения средств на реализацию проектов. Кроме того, проект содержит образовательные компоненты — обучение руководителей и специалистов, а также так называемые компоненты Policy Advice — разработка рекомендаций по формированию правовой и институциональной инфраструктур для поддержки мер по повышению энергоэффективности российской промышленности.

Координация проекта будет осуществляться представительствами ЕБРР и ЮНИДО в России и штаб-квартирами этих организаций в Лондоне и Вене. Реализацией проекта на месте займутся два подразделения по управлению проектом. Основные партнеры проекта в органах власти — Минэнерго (включая ФГБУ «РЭА», которому делегированы координирующие функции), Минэкономразвития, Минпромторг.

Официально проект содержит 4 компонента:

  • обучение и тренинг руководителей и специалистов в области энергоэффективности и энергоменеджмента (осуществляется ЮНИДО);
  • техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем энергоменеджмента и инвестиционных планов для 10 предприятий (осуществляется ЕБРР);
  • техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем энергоменеджмента и инвестиционных планов для 40–50 предприятий (осуществляется ЮНИДО);
  • разработка рекомендаций в области политики энергоэффективности в промышленности (осуществляется ЮНИДО).
  • Проект фактически стартовал в январе 2011 г., до этого в ноябре 2010 г. был проведен подготовительный семинар, на котором российским специалистам был представлен разработанный экспертами ЮНИДО курс по энергоменеджменту. Семинар вызвал интерес среди российских предприятий, консалтинговых и инжиниринговых фирм, представители которых проявили большую активность в дискуссии, высказывая предложения по совершенствованию структуры курса и его адаптации к российским условиям.

    Работа была начата с проработки конкретных видов деятельности в рамках проекта с ведущими функциональными подразделениями ФГБУ «РЭА» и представителями промышленности РФ (РСПП, «Деловая Россия», ТПП РФ, отраслевых промышленных ассоциаций и отдельных предприятий). Основная задача этой работы — повышение работоспособности проекта, адаптация его к произошедшим со времени разработки изменениям в государственной политике в области энергоэффективности, текущим приоритетам и потребностям предприятий в этой сфере.

    Серьезную проблему для реализации мероприятий проекта, относящихся к малым и средним предприятиям, представляет организация большого объема разнообразных работ, намеченных на каждом из 50 предприятий, а именно: тренинг персонала, проведение энергоаудита, разработка систем энергоменеджмента и инвестиционных планов. Перспектива контрактования каждого вида работ по каждому предприятию создавала серьезные организационные проблемы по выборам большого количества соответствующих подрядчиков и усложняла координацию проекта в целом.

    Для решения этих проблем в ходе ряда консультаций с представителями промышленности был разработан пакетный подход, предполагающий объединение всех видов работ по каждому отдельному предприятию в один «пакет», выполняемый одним корпоративным подрядчиком, и контрактацию подрядчиков для работы по группам предприятий (15–20 предприятий на 1 контракт). При этом в роли потенциальных подрядчиков должны выступить консорциумы международных и российских фирм с подтвержденной репутацией на рынке.

    Такой подход позволяет избежать необходимости перераспределения бюджета в ЮНИДО/ГЭФ между субкомпонентами «энергоаудит», «энергоменеджмент» и «инвест-планы» как в части объемов, приходящихся на каждый вид работ, так и в части распределения их по годам. Подрядчик «пакета», ответственный за результаты всех работ, будет сам распределять средства в пределах отпущенного ему бюджета.

    Кроме того, так обеспечивается реальная ответственность за промежуточные и конечные результаты работ, за их сроки и контентную согласованность. При этом ЮНИДО получает возможность управлять работами, контролируя их ход и результаты.

    Использование пакетного подхода повышает привлекательность участия в проекте для российских предприятий, аналогичный подход был принят на вооружение и в работе по крупным предприятиям, проводимой ЕБРР. Все это создает дополнительную синергию в рамках проекта и позволяет надеяться на серьезный эффект для предприятий-участников.

    Идет развертывание и других компонентов проекта: ведется доработка курса энергоменеджмента ЮНИДО, который планируется адаптировать к российским условиям. Прорабатывается тематика работ по компонентам Policy Advice: их состав должен максимально отражать национальные потребности России по формированию нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры в области энергоэффективности с учетом мирового опыта. В общем, работы по проекту будет немало — и по объему, и по времени, поскольку проект рассчитан на 5 лет.

    ГлавнаяЭлектробезопасностьЭлектрические схемы
    КаталогЭлектроснабжениеЭлектросбережение
    КонтактыРемонт и обслуживаниеЭлектротехнологии
    НовостиЭксплуатация оборудованиякарта сайта

    Контактные данные ООО Экопромстрой
    телефоны: 8(863)622-54-54, 8(863)270-15-54
    адрес e-mail: eproms@mail.ru, ros-inter@mail.ru
    почтовый адрес:344011, РФ, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, дом 80, оф. 4
    Любое копирование и использование материалов сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

    Яндекс.Метрика
    Rambler's Top100